Copyright © Леонтий Ефимович Букштейн. | Design Kivi-press.com www.buleon.ru Контакты: +7 (926) 245-1098; E-mail: leobuk@mail.ru

Ито­ги и пер­спек­ти­вы

         Ле­он­тий Бук­штейн


В пер­вый день ра­бо­ты вы­став­ки «Связь­Экс­по­комм-2009» про­шло рас­ши­рен­ное за­се­да­ние Кол­ле­гии Мин­ком­свя­зи Рос­сии по ито­гам ра­бо­ты за 2008 год и за­да­чам на 2009 год и сред­не­сроч­ную пер­спек­ти­ву.

Вот эта под­черк­ну­тая праг­ма­тич­ность, ко­гда ме­ро­прия­тия про­филь­но­го ми­ни­стер­ст­ва не от­де­ля­ют­ся от те­ку­щей жиз­ни от­рас­ли, во­об­ще ста­ла за­мет­ной в по­след­ние ме­ся­цы, ко­гда воз­ник­шие труд­но­сти на ми­ро­вых фи­нан­со­вых рын­ках по­тре­бо­ва­ли имен­но ре­аль­но­го под­хо­да к оцен­кам сде­лан­но­го и воз­мож­ным сце­на­ри­ям даль­ней­ших со­бы­тий как в от­рас­ли ИКТ, так и в эко­но­ми­че­ской жиз­ни стра­ны в це­лом. Без из­лиш­ней бра­вур­но­сти, но с соз­на­ни­ем имею­щих­ся до­воль­но оп­ти­ми­стич­ных по­ка­за­те­лей ра­бо­ты в 2008 го­ду Игорь Ще­го­лев оце­нил сде­лан­ное, де­лае­мое и то, что еще пред­сто­ит сде­лать. Со­вер­шен­но яс­но, что от­рас­ли, под­ве­дом­ст­вен­ные ми­ни­стер­ст­ву, не стаг­ни­ру­ют, есть прак­ти­че­ские ре­зуль­та­ты об­нов­ле­ния и ре­кон­ст­рук­ции.

В си­лу спе­ци­фи­ки на­ше­го из­да­ния мы не бу­дем под­роб­но­го го­во­рить о ре­шае­мых про­бле­мах те­ле­ра­дио­ве­ща­ния, поч­то­вой свя­зи, средств мас­со­вой ин­фор­ма­ции. На­ша те­ма – связь, те­ле­ком­му­ни­ка­ции, пе­ре­ход на циф­ро­вое те­ле­ра­дио­ве­ща­ние.

Од­ним из зна­чи­мых на­чи­на­ний ми­ни­стер­ст­ва в док­ла­де был на­зван пе­ре­ход к ре­ши­тель­ным дей­ст­ви­ям по ук­ре­п­ле­нию ор­би­таль­ной спут­ни­ко­вой груп­пи­ров­ки свя­зи. В мае свое ме­сто на ор­би­те за­нял но­вей­ший спут­ник АМ44, ко­то­рый от­ны­не но­сит имя Але­кас­н­д­ра По­по­ва, 150-ле­тие со дня ро­ж­де­ния ко­то­ро­го от­ме­ча­ет­ся в этом го­ду. Этим вы­во­дом на ор­би­ту сде­лан пер­вый шаг к соз­да­нию прин­ци­пи­аль­но но­вой пол­но­цен­ной спут­ни­ко­вой груп­пи­ров­ки, ко­то­рая обес­пе­чит пе­ре­ход все­го те­ле­ра­дио­ве­ща­ния Рос­сии на циф­ро­вой фор­мат. За­да­ча но­вая, сро­ки ее ре­ше­ния оп­ре­де­ле­ны го­су­дар­ст­вен­ной це­ле­вой про­грам­мой. Имен­но в со­от­вет­ст­вии с ней впер­вые один но­си­тель вы­вел на ор­би­ту сра­зу два спут­ни­ка с рас­ши­рен­ны­ми воз­мож­но­стя­ми, бо­лее со­вер­шен­ные, чем те, что сей­час обес­пе­чи­ва­ют связь и те­ле­ра­дио­ве­ща­ние на ор­би­те. Во­об­ще же, го­во­ря о спут­ни­ко­вой груп­пи­ров­ке, нуж­но упо­мя­нуть и тот факт, что как ми­ни­мум еще два спут­ни­ка бу­дут вы­во­дить­ся из экс­плуа­та­ции. Один за­кан­чи­ва­ет свое су­ще­ст­во­ва­ние в кон­це 2011 г., дру­гой – где-то к 2012-2013 г.г. Их не­об­хо­ди­мо бу­дет за­ме­нить, и за­да­ча бу­дет ре­шать­ся си­ла­ми го­су­дар­ст­ва, фи­нан­си­ро­вать­ся, ви­ди­мо, то­же бу­дет из средств гос­бюд­же­та.

Циф­ро­ви­за­ция во­об­ще за­ня­ла до­воль­но мно­го мес­та в док­ла­де ми­ни­ст­ра, оче­вид­но вви­ду то­го, что это за­да­ча и тех­ни­че­ская и, что нуж­но осо­бо от­ме­тить – по­ли­ти­че­ская. Фе­де­раль­ная це­ле­вая про­грам­ма раз­ви­тия те­ле­ра­дио­ве­ща­ния реа­ли­зу­ет­ся с на­ча­ла 2009 го­да. Для ре­ше­ния за­дач, по­став­лен­ных в ней, свя­зи­сты, ве­ща­те­ли, соз­да­те­ли про­грамм до­го­во­ри­лись и на­ча­ли ра­бо­тать вме­сте. Соз­дан Циф­ро­вой аль­янс Рос­сии, объ­е­ди­не­ние го­су­дар­ст­вен­ных ре­гу­ля­то­ров, ор­га­ни­за­ций ве­ща­те­лей, опе­ра­то­ров, про­из­во­ди­те­лей обо­ру­до­ва­ния, на­уч­ных и об­ра­зо­ва­тель­ных уч­ре­ж­де­ний от­рас­ли свя­зи. Этот со­юз ста­нет плат­фор­мой для под­го­тов­ки ре­ше­ний тех­но­ло­ги­че­ских, эко­но­ми­че­ских, пра­во­вых во­про­сов, для ко­ор­ди­на­ции дей­ст­вий в рам­ках об­щей про­грам­мы пе­ре­хо­да на циф­ро­вое ве­ща­ние. Как от­ме­тил Игорь Ще­го­лев, что­бы вый­ти из фа­зы лос­кут­ной, раз­но­фор­мат­ной циф­ро­ви­за­ции, пред­сто­ит учесть опыт ре­гио­нов, вне­дрять луч­шие прак­ти­ки, са­мые эф­фек­тив­ные ре­ше­ния. Го­то­вят­ся к вне­се­нию в ор­га­ны за­ко­но­да­тель­ной вла­сти по­прав­ки к фе­де­раль­но­му за­ко­ну «О свя­зи» и «О ли­цен­зи­ро­ва­нии от­дель­ных ви­дов дея­тель­но­сти» в рам­ках реа­ли­за­ции Кон­цеп­ции раз­ви­тия те­ле­ра­дио­ве­ща­ния в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции на 2008-2015 го­ды, ут­вер­жден­ной рас­по­ря­же­ни­ем Пра­ви­тель­ст­ва Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции.

В по­ли­ти­че­ском пла­не речь идет о со­хра­не­нии еди­но­го ин­фор­ма­ци­он­но­го про­стран­ст­ва Рос­сии, в эко­но­ми­че­ском – о пер­спек­ти­вах стра­те­ги­че­ско­го про­ры­ва но­вых тех­но­ло­гий. Ко­гда бу­дет по­сле­до­ва­тель­но от­клю­чать­ся ана­ло­го­вое ве­ща­ние тех ка­на­лов, ко­то­рые вклю­че­ны в циф­ро­вые муль­ти­п­лек­сы, поя­вит­ся воз­мож­ность вы­сво­бо­дить час­тот­ный ре­сурс в рам­ках ФЦП для раз­ви­тия но­вых вы­со­ко­эф­фек­тив­ных ин­фо­ком­му­ни­ка­ци­он­ных ус­луг. При этом рас­ту­щий спрос на со­от­вет­ст­вую­щее со­вре­мен­ное обо­ру­до­ва­ние соз­даст воз­мож­но­сти ус­ко­рен­но­го раз­ви­тия для оте­че­ст­вен­ных про­из­во­ди­те­лей.

В док­ла­де был от­ме­чен один из наи­бо­лее зна­чи­мых ито­гов дея­тель­но­сти Го­су­дар­ст­вен­ной ко­мис­сии по ра­дио­час­то­там - при­ня­тие ре­ше­ния по ут­вер­жде­нию час­тот­но-тер­ри­то­ри­аль­но­го пла­на раз­вер­ты­ва­ния се­ти циф­ро­во­го те­ле­ви­зи­он­но­го ве­ща­ния в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. План был раз­ра­бо­тан Мин­ком­свя­зью Рос­сии со­вме­ст­но с Мин­обо­ро­ны Рос­сии и ФСО Рос­сии и при­зван сыг­рать роль крае­уголь­но­го кам­ня в ар­хи­тек­ту­ре на­цио­наль­но­го про­ек­та циф­ро­ви­за­ции те­ле­ра­дио­ве­ща­ния.

От­дель­но бы­ло ска­за­но в док­ла­де о «Связь­ин­ве­сте», лю­би­мом и не при­стро­ен­ном хол­дин­ге. Его то со­би­ра­лись при­ва­ти­зи­ро­вать, то раз­де­лять, то ук­руп­нять. Те­перь го­су­дар­ст­во ре­ши­ло при­сту­пить к его мас­штаб­ной и дав­но вос­тре­бо­ван­ной ре­фор­ме. В пе­ри­од эко­но­ми­че­ской не­ста­биль­но­сти осо­бен­но рез­ко про­яви­лись сис­тем­ные де­фек­ты и ста­ли со­вер­шен­но оче­вид­ны­ми те пе­ре­ме­ны, ко­то­рые долж­ны про­изой­ти. Без­ус­лов­но, это бу­дет глав­ным со­бы­ти­ем го­да для от­рас­ли, при­чем по­зи­тив­ный эф­фект долж­ны бу­дут ощу­тить не толь­ко в сфе­ре фик­си­ро­ван­ной свя­зи.

В дни про­ве­де­ния вы­став­ки и про­ве­де­ния рас­ши­рен­ной кол­ле­гии шла речь о том, что в стра­те­гию раз­ви­тия Связь­ин­ве­ста вно­сят­ся по­след­ние штри­хи. При­ори­те­ты ра­бо­ты груп­пы ком­па­ний на пе­ре­ход­ный пе­ри­од бы­ли оп­ре­де­ле­ны мак­си­маль­но чет­ко. Бы­ло яс­но, что не­об­хо­ди­мо по­вы­сить эф­фек­тив­ность струк­тур и под­раз­де­ле­ний, удер­жать ры­ноч­ные по­зи­ции и без­бо­лез­нен­но прой­ти кри­зис – на дос­ти­же­ние этих це­лей ори­ен­ти­ро­ва­на управ­лен­че­ская ко­ман­да. Ми­нистр Ще­го­лев 12 мая под­черк­нул, что го­су­дар­ст­во, как ос­нов­ной ак­цио­нер «Связь­ин­ве­ста», ста­вит пе­ред но­вым ме­недж­мен­том Ком­па­нии за­да­чу ук­ре­п­ле­ния го­су­дар­ст­вен­ных по­зи­ций в от­рас­ли свя­зи. В по­сткри­зис­ной ло­ги­ке ста­но­вит­ся оче­вид­ным, что «Связь­ин­вест» при­зван стать еди­ным фе­де­раль­ным опе­ра­то­ром и гло­баль­ным иг­ро­ком на рын­ке те­ле­ком­му­ни­ка­ций.

Ко дню вы­хо­да это­го но­ме­ра из пе­ча­ти все пред­по­ла­гае­мые пе­ре­ме­ны уже про­изой­дут и нам ос­та­ет­ся по­же­лать ус­пе­ха но­во­му со­ве­ту ди­рек­то­ров, его из­бран­но­му пред­се­да­те­лю и ко­ман­де управ­лен­цев. Та­кой вну­ши­тель­ный но­вый иг­рок на рын­ке ус­луг свя­зи, ко­неч­но же, не­сколь­ко из­ме­нит со­от­но­ше­ние раз­лич­ных его сег­мен­тов. Бу­дем на­де­ять­ся, что в луч­шую сто­ро­ну.

Об­ра­тил на се­бя вни­ма­ние и раз­дел док­ла­да, по­свя­щен­ный дея­тель­но­сти под­ве­дом­ст­вен­ной ми­ни­стер­ст­ву над­зор­ной служ­бы. Ведь в ко­неч­ном ито­ге вся раз­ре­ши­тель­ная и ре­ги­ст­ра­ци­он­ная дея­тель­ность Рос­ком­над­зо­ра пре­сле­ду­ет глав­ную цель: обес­пе­чить доб­ро­со­ве­ст­ную кон­ку­рен­цию на рын­ке ус­луг, что ес­те­ст­вен­ным об­ра­зом при­во­дит к по­вы­ше­нию их дос­туп­но­сти и рас­ши­ре­нию спек­тра.

 В 2008 го­ду служ­бой бы­ло при­ня­то бо­лее 50 тыс. ре­ше­ний о при­свое­нии ра­дио­час­тот или ра­дио­час­тот­ных ка­на­лов, пе­ре­оформ­ле­нии, вне­се­нии из­ме­не­ний и до­пол­не­ний, ан­ну­ли­ро­ва­нии раз­ре­ше­ний на ра­дио­час­тот­ную. Од­них толь­ко но­вых ли­цен­зий на ус­лу­ги свя­зи вы­да­но свы­ше 7 ты­сяч. В то же вре­мя, на­ру­ше­ния обя­за­тель­ных тре­бо­ва­ний вы­яв­ля­лись в сред­нем при ка­ж­дой вто­рой про­вер­ке. По ито­гам свы­ше 20 ты­сяч ме­ро­прия­тий по кон­тро­лю бы­ло вы­да­но свы­ше 11 ты­сяч пред­пи­са­ний, на­ло­же­но су­ще­ст­вен­ное ко­ли­че­ст­во ад­ми­ни­ст­ра­тив­ных штра­фов.

Го­во­ря о пла­нах на сред­не­сроч­ную пер­спек­ти­ву, ми­нистр свя­зи и мас­со­вых ком­му­ни­ка­ций Игорь Ще­го­лев от­ме­тил: «Пер­спек­ти­вы раз­ви­тия рос­сий­ских ИКТ ви­дят­ся нам сле­дую­щим об­ра­зом. Это - ори­ен­та­ция на жи­вые по­треб­но­сти ин­фор­ма­ци­он­но­го об­ще­ст­ва, осо­бен­но в ус­ло­ви­ях кри­зи­са. На рост чис­лен­но­сти, об­ра­зо­ван­но­сти, со­ци­аль­ной ак­тив­но­сти кад­ро­во­го ре­сур­са про­из­во­ди­те­лей ин­фор­ма­ции. На по­вы­ше­ние кон­ку­рен­то­спо­соб­но­сти соз­да­вае­мых в Рос­сии ин­фор­ма­ци­он­ных про­дук­тов. Этот при­ори­тет на­шей по­ли­ти­ки оп­ре­де­ля­ет по­зи­цию ми­ни­стер­ст­ва в лю­бом ча­ст­ном во­про­се. По­это­му, на­при­мер, свою ра­бо­ту с за­ру­беж­ны­ми по­став­щи­ка­ми ИКТ-обо­ру­до­ва­ния стро­им та­ким об­ра­зом: кто боль­ше при­но­сит в Рос­сию про­из­вод­ст­во, тех­но­ло­гии, кто вкла­ды­ва­ет­ся в обу­че­ние на­ших кад­ров, тот и дол­жен по­лу­чать под­держ­ку и рас­счи­ты­вать на бла­го­при­ят­ные ус­ло­вия со­труд­ни­че­ст­ва». Соб­ст­вен­но, все уча­ст­ни­ки рын­ка ИКТ это ви­дят и на прак­ти­ке. Нуж­но от­ме­тить и тот факт, что стиль ра­бо­ты ми­ни­стер­ст­ва стал бо­лее от­кры­тым, соз­дан­ные при ми­ни­стер­ст­ве об­ще­ст­вен­ные со­ве­ты по на­прав­ле­ни­ям дея­тель­но­сти сде­ла­ли ра­бо­ту ве­дом­ст­ва и при­ни­мае­мые им ре­ше­ния дос­туп­ны­ми для об­су­ж­де­ния, по­нят­ны­ми при их при­ня­тии. Как лю­бит по­вто­рять один из за­мес­ти­те­лей ми­ни­ст­ра, «мы не бу­дем при­ни­мать ре­ше­ний «под сто­лом». И это нель­зя не по­при­вет­ст­во­вать.

Вы­ра­жен­ная в док­ла­де уве­рен­ность в том, что те­ку­щий год ста­нет го­дом ре­аль­ных ре­ше­ний и дос­ти­же­ний на пу­ти к соз­да­нию элек­трон­но­го пра­ви­тель­ст­ва, на­ве­ла на мысль о том, что не все здесь до сих пор по­лу­ча­лось склад­но. Док­лад­чик вы­ра­зил уве­рен­ность, что Кон­цеп­ция фор­ми­ро­ва­ния элек­трон­но­го пра­ви­тель­ст­ва и План ме­ро­прия­тий по его фор­ми­ро­ва­нию, одоб­рен­ный в фев­ра­ле 2009-го, соз­да­ют хо­ро­шую ба­зу для ре­ше­ния по­став­лен­ных за­дач. Плюс к это­му у ми­ни­стер­ст­ва есть чет­ко оп­ре­де­лен­ные при­ори­те­ты го­су­дар­ст­ва на пе­ре­ход к но­во­му уров­ню управ­ле­ния и взаи­мо­дей­ст­вию с гра­ж­да­на­ми. Глав­ное на этом уча­ст­ке ра­бо­ты - соз­да­ние дей­ст­вен­ных ме­ха­низ­мов гос­управ­ле­ния, ос­но­ван­ных на при­ме­не­нии ин­фор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий. От­рад­ные пе­ре­ме­ны уже есть: в I квар­та­ле 2009 го­да в 24 субъ­ек­тах Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции соз­да­но 177 цен­тров пра­во­вой ин­фор­ма­ции, в том чис­ле на ба­зе ре­гио­наль­ных и му­ни­ци­паль­ных биб­лио­тек. Все­го в 2009 го­ду на ба­зе ре­гио­наль­ных и му­ни­ци­паль­ных биб­лио­тек пла­ни­ру­ет­ся соз­да­ние и ввод в дей­ст­вие око­ло 300 об­ще­дос­туп­ных цен­тров пра­во­вой, де­ло­вой и со­ци­аль­но-зна­чи­мой ин­фор­ма­ции. Как го­во­рит­ся, пусть так и бу­дет.

  Еще од­на стра­те­ги­че­ски важ­ная за­да­ча, от­ме­чен­ная в док­ла­де, - раз­ви­тие на­уч­ных се­тей и на­цио­наль­но­го сег­мен­та Ин­тер­не­та. В Рос­сии функ­цио­ни­ру­ют не­ма­ло раз­роз­нен­ных на­уч­но-об­ра­зо­ва­тель­ных се­тей. Ми­нистр под­черк­нул, что нуж­но про­вес­ти их ин­те­гра­цию и соз­дать еди­ную вы­со­ко­ско­ро­ст­ную те­ле­ком­му­ни­ка­ци­он­но-вы­чис­ли­тель­ную ин­фра­струк­ту­ру на­цио­наль­но­го мас­шта­ба. Кад­ро­вый ком­по­нент ин­фор­ма­ци­он­но­го об­ще­ст­ва дол­жен «встре­тить­ся» с ин­фра­струк­тур­ным ком­по­нен­том. Нау­ке и об­ра­зо­ва­нию нуж­на вы­со­ко­ско­ро­ст­ная ма­ги­ст­раль­ная те­ле­ком­му­ни­ка­ци­он­ная ин­фра­струк­ту­ра, дос­туп к рас­пре­де­лен­ным цен­трам об­ра­бот­ки дан­ных, се­те­вым ин­фор­ма­ци­он­ным сер­ви­сам.

 Что ка­са­ет­ся рос­та Ру­не­та, здесь ста­ти­сти­ка впе­чат­ляю­щая. Ин­тер­нет ус­пеш­но кон­ку­ри­ру­ет с тра­ди­ци­он­ны­ми ме­диа­но­си­те­ля­ми, в мар­те это­го го­да был за­ре­ги­ст­ри­ро­ван двух­мил­ли­он­ный до­мен в зо­не RU. По чис­лу до­ме­нов сек­тор .RU вы­шел на 6-7 мес­те ми­ро­во­го рей­тин­га на­цио­наль­ных до­ме­нов.

До­ля поль­зо­ва­те­лей, вы­хо­дя­щих в ин­тер­нет из до­ма, пре­вы­си­ла 70%. Око­ло тре­ти "до­маш­них" поль­зо­ва­те­лей (или при­мер­но 20% от всей ау­ди­то­рии) име­ют ши­ро­ко­по­лос­ный дос­туп к се­ти. При этом сред­няя ско­рость дос­ту­па в ре­гио­нах за­мет­но ни­же, чем в сто­ли­цах: са­мая рас­про­стра­нен­ная ско­рость в сред­нем по 21 круп­но­му го­ро­ду Рос­сии (ис­клю­чая Мо­ск­ву и Санкт-Пе­тер­бург) со­став­ля­ет при­мер­но 410 ки­ло­бит в се­кун­ду, в сто­ли­цах же - око­ло 7 ты­сяч ки­ло­бит в се­кун­ду. А рас­цен­ки, ко­то­рые вы­став­ля­ют опе­ра­то­ры на мес­тах, су­ще­ст­вен­но вы­ше сто­лич­ных. Там, где эти ус­лу­ги пре­дос­тав­ля­ют­ся ком­па­ния­ми груп­пы «Связь­ин­вест», пред­ста­ви­те­ли го­су­дар­ст­ва уже об­ра­ща­ют вни­ма­ние ме­недж­мен­та на та­кой весь­ма свое­об­раз­ный «циф­ро­вой раз­рыв». Вот здесь-то и бу­дет вид­на ре­гу­ли­рую­щая и сти­му­ли­рую­щая роль го­су­дар­ст­ва, спо­соб­но­го че­рез при­над­ле­жа­щие ему ры­ноч­ные струк­ту­ры вли­ять на це­но­вую по­ли­ти­ку иг­ро­ков рын­ка. Да и на тех­ни­че­скую – то­же.

За­клю­чи­тель­ная часть док­ла­да бы­ла по­свя­ще­на ме­ж­ду­на­род­ной дея­тель­но­сти. В этом раз­де­ле бы­ло от­ме­че­но, что Ад­ми­ни­ст­ра­ция свя­зи Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции при­ня­ла ак­тив­ное уча­стие в ра­бо­те сес­сии Со­ве­та Ме­ж­ду­на­род­но­го сою­за элек­тро­свя­зи и во Все­мир­ной ас­самб­лее по стан­дар­ти­за­ции элек­тро­свя­зи МСЭ. Бы­ло под­дер­жа­но пред­ло­же­ние рос­сий­ской сто­ро­ны о рав­но­прав­ном ис­поль­зо­ва­нии ра­бо­чих язы­ков, в том чис­ле рус­ско­го, в дея­тель­но­сти МСЭ, а так­же при­ня­то ре­ше­ние о вы­пус­ке жур­на­ла «Но­во­сти МСЭ» на рус­ском язы­ке. Пред­ста­ви­те­ли Ад­ми­ни­ст­ра­ции свя­зи Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции бы­ли из­бра­ны на ве­ду­щие долж­но­сти Ко­ми­те­тов МСЭ.

   Жур­нал «Мо­биль­ные те­ле­ком­му­ни­ка­ции»

   №5 2009 г.